Отечественному фермерскому движению уже больше 20 лет. За это время в стране сформировался фермерский сектор как уклад аграрной отрасли и особый слой российского крестьянства.  В настоящее время общая численность только официальных фермеров вместе с индивидуальными предпринимателями составляет свыше 300 тыс. хозяйств. В целом в фермерском секторе сегодня занято 1,5 млн человек. 

Площадь земли, обрабатываемой фермерами, ежегодно увеличивается. В настоящее время фермерский клин составляет 20% всей посевной площади сельскохозяйственных культур в России. Увеличивается и средний размер земельного участка крестьянского хозяйства. Такая тенденция особенно ярко проявилась в последнее десятилетие.  По оценке же Россельхозбанка, фермеры  - наиболее надежные заемщики, а этот факт говорит о стабильности малого бизнеса на селе.

Фермерский сектор не просто составная часть отечественного АПК, но и его наиболее динамично развивающийся элемент. Сегодня фермеры дают нашей экономике половину всей отечественной мясной продукции, 46% зерна, 65% молока, 93% российского картофеля и 87% овощей.   

Когда мы говорим о фермерском хозяйстве, то сталкиваемся с большим  количеством проблем. Для фермера хозяйство не побочная, а основная работа.

Фермерство предполагает поиск наиболее эффективной специализации. Поэтому хочется увидеть инновационные фермерские хозяйства. Сами хозяйства очень разнородны. Есть и территориальная специфика. В Печорском районе  распространено овощеводство. А в Псковском районе - растениеводство соседствует с животноводством. Фермерство, чтобы иметь будущее, нуждается в модернизации и государственной поддержке. Хозяйства вышли на определенные показатели и пытаются удержать производство на этих позициях.

Отметим те проблемы, системное решение которых существенно поможет развитию фермерства и других малых форм хозяйствования, возрождению российского села.  

Во-первых - господдержка. Малые формы хозяйствования производят более половины продукции, но из года в год уровень их господдержки уменьшается. С 2006 по 2009 г. объем выделенных сельскому хозяйству кредитов возрос в 2.8 раза - с 277 млрд руб. до 776 млрд, но доля кредитования малых форм уменьшилась почти в 3 раза - с 14, 6% в 2006 г. до 5, 4% в 2009 г. В 2009 году 89, 1% субсидированных кредитов было предоставлено крупным сельхозпредприятиям и только 10, 9% малым. Так из 180 тыс. действующих фермеров получить субсидированные кредиты смогли 9700 хозяйств. Господдержка в 10 раз ниже, чем вклад фермеров в производство сельхозпродукции.

Во-вторых - решение земельного вопроса. Только менее четверти крестьян смогли оформить юридически право собственности на землю. Это по силам лишь земельным магнатам и спекулянтам. А земля остается бесхозной, не обрабатывается, зарастает бурьяном. Более того, с 1991 г. из хозяйственного оборота выведено более 40 млн га пашни. Одновременно в России доля безземельных крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 50 тыс.

В-третьих - развитие кооперации. Без кооперативов у малого агробизнеса нет нормальной переработки и сбыта продукции, конкурентоспособности, нет перспектив, нет и будущего. Следует разработать и запустить отраслевую целевую программу развития сельскохозяйственной потребительской кооперации - с реальным финансированием, включить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.

В-четвертых - информационно-консультационное обслуживание. Это - мощный стимул развития сельского хозяйства, и окупаемость инвестиций в эту сферу достаточно высока. Но государству эту проблему не поднять в одиночку, а потому необходимо осуществлять ее по двум направлениям - государственными структурами и на базе АККОР. В тесной увязке с этим находится укрепление фермерского самоуправления. Нужно содействие государства и прежде всего региональных властей и создании организаций фермерского самоуправления и налаживании их практической работы.

В-пятых - социальное обустройство села. Уровень жизни на селе ухудшается, финансирование социального блока сокращено более чем на 50%. Необходимо изыскать возможности для увеличения финансирования программы социального развития села.

Правительство за последние годы приняло системные меры по поддержке малого агробизнеса, в том числе в виде различных кредитных программ, субсидий, введения льготных условий поставки техники по лизингу. Важной составляющей рентабельной работы фермеров являются цены как на ресурсы (минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы), так и на продукцию сельхозпроизводства (зерно и молоко). Государство эти вопросы держит под постоянным контролем.

Но указанные меры направлены на стимулирование производства. Однако произвести продукцию мало - ее необходимо реализовать. Новый закон о торговле устанавливает предельные сроки оплаты за продовольственные товары в зависимости от срока их годности; введен запрет на возврат непроданных товаров. Размер бонусов теперь ограничен 10%. Торговые наценки не взимаются за социально значимые товары. При таких условиях у сельхозпроизводителей гораздо больше возможностей обеспечить сбыт своей продукции по справедливой цене.

Основная ставка в продвижении сельскохозяйственных товаров для фермерства делается на кооперацию. Кооперативная система первичной переработки и реализации продукции, в том числе на фермерских рынках и ярмарках, позволяет производителям не зависеть от переработчиков-монополистов и ценовых колебаний на рынке. 

Правительство рассматривает фермеров как основу среднего класса на селе, представителей реального малого и среднего бизнеса, залог социальной стабильности российской деревни.                                                  

© 2010 - 2017 Псковская областная универсальная научная библиотека
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru